На площадке IPQuorum.Start, помимо Диксона, выступали еще два иностранца — ведущий международный эксперт по бизнес-стратегии, эффективному нетворкингу и формулам успешных взаимоотношений Гил Петерсил и исполнительный директор Pemandu Rus и один из авторов «Малайзийского чуда» Крис Датук Тан, который рассказывал о том, как программу трансформации Малайзии можно применять в компании. Мы расспросили их о том, что в современном мире происходит с интеллектуальной собственностью.
Любовь клиентов важнее технологий
Патрик Диксон вновь приводит в пример 3D-телевизоры. По его словам, на них были зарегистрированы тысячи патентов, но каждый из производителей почти прекратил их выпускать. «Вы можете привлечь внимание аудитории с помощью умных продуктов, но так и не завоевать сердца потребителей. Добиться любви покупателя — это волшебство», — объясняет Диксон. Он считает, что нужно всегда быть сфокусированным на клиенте, а не на технологии. При этом он признает, что большая проблема для компаний — страх потерять свою интеллектуальную собственность, поэтому они далеко не всегда патентуют свои изобретения, чтобы не раскрыть секреты наработок.
Отнеситесь к вашей интеллектуальной собственности как к страстному увлечению
Крис Датук Тан вспоминает Илона Маска, который заявил, что готов поделиться патентами Tesla на электромобили во благо человечества и для борьбы с глобальным потеплением через ускоренное внедрение электромобилей по всему миру.
«Это хорошо для человечества, но я подозреваю, что его акционеры будут крайне раздосадованы тем фактом, что он отказался от своего преимущества над конкурентами», — говорит Тан.
При этом не всегда важно обладать огромным количеством патентов, важно и уметь прогнозировать тенденции на десятки лет вперед.
«Правда в том, что большинство дебатов о будущем не о том, что произойдет в конкретной отрасли, а о том, когда это произойдет. Например, когда большинство новых автомобилей, продаваемых в Москве, будут на 100% электрическими», — говорит Патрик Диксон.
Когда предприниматель фокусируется на мегатрендах, то он видит факторы, которые изменят мир в течение следующих 30–50 лет. По словам Диксона, таких факторов много: рост развивающихся рынков, падение цен на все технологии (не только цифровые), рост автоматизации, старение населения, увеличение продолжительности жизни и так далее.
«Многие из этих факторов меняются медленнее или более предсказуемо, чем большинство людей себе представляют», — уверяет Диксон.
Цена контента не всегда деньги
Гил Петерсил уверен, что нематериальные активы уже сейчас сильно влияют на развитие мировой экономики.
«Традиционные бизнес— и маркетинг-стратегии ушли в прошлое. Брендинг кардинально изменил наши представления о маркетинге, а товарные знаки и франшизы — о способах развития компаний», — уверен Петерсил.
По его словам, рынок интеллектуальной собственности обладает огромным потенциалом. «Есть компании, которые лицензируют контент от разных спикеров и коучей, включая меня, и зарабатывают миллионы долларов каждый месяц, продавая его по подписке», — считает Петерсил.
При этом если говорить об интеллектуальной собственности, имея в виду контент, то создатели востребованного контента получают огромное влияние в интернете, инфлюенсеры способны влиять на умы миллионов своих подписчиков в соцсетях.
«Сегодня грамотная маркетинговая кампания работает с инфлюенсерами — людьми, способными привлечь новых клиентов», — говорит Петерсил.
В том, что инфлюенсеры способны делать сумасшедшие вещи, согласен и Тан. В частности, для увеличения армии своих подписчиков.
«Мы видим, как индустрия креативного контента переходит от разработки контента на основе каналов к разработке контента на основе взаимодействия и опыта», — объясняет Тан.
И огромное влияние может заменять традиционную материальную плату за производимый контент.
Человеческий капитал сегодня может быть оценен разными способами. Это не только деньги, которые вы накопили.
Это способность влиять на то, что можно измерить
«Мой совет стартаперам и предпринимателям: прежде, чем приступать к цифровому маркетингу и промоакциям, вырастите свое собственное сообщество потенциальных клиентов, даже если оно немногочисленное и слишком нишевое», — говорит Тан.
По его словам, нужно сосредоточиться на разработке качественного контента, который привлекает ваше сообщество, и медленно наращивать это влияние и охват. В итоге вокруг этого сообщества вырастет экосистема.
Нам нужны перемены
Все трое экспертов уверены, что система защиты и дистрибуции интеллектуальной собственности нуждается в реформировании. Например, Гил Петерсил считает, что через несколько лет появится глобальная система управления контентом, которая будет основана на технологии блокчейн. Это позволит отслеживать оригинальных авторов контента и нелегальных распространителей.
«Я с нетерпением жду новых технологических решений именно потому, что они позволят очистить интернет от дубликатов», — говорит Петерсил.
Он уверен, что на базе такой платформы люди смогут спокойно делиться своим творчеством с миром, не опасаясь плагиата, результаты поиска начнут выдавать только релевантную информацию, а желающие смогут и монетизировать свой контент.
С одной стороны, улучшенная система защиты интеллектуальной собственности принесет пользу как бизнесам, так и стране — благодаря прорывам в научных исследованиях и росту расходов на R&D, рассуждает Крис Датук Тан. С другой стороны, чтобы иметь динамичную и инновационную экосистему, модель открытых инноваций должна поощрять ускоренное распространение и внедрение технологий.
«Я верю в смешанный подход: прорывные и тянущие на Нобелевку исследования, результатом которых становятся новые объекты интеллектуальной собственности, правительство и бизнес должны защищать любой ценой, а общество и бизнес должны добровольно принять более прозрачную инновационную модель для разработки новых продуктов и решений», — говорит Тан.
Патрик Диксон считает, что сейчас есть проблема доказать, что человек достоин нового патента: экспертам в сфере инноваций нужно каждый раз глубоко погружаться в предмет, чтобы понять, что действительно изобретено что-то новое. При этом есть вещи, подпадающие под определение интеллектуальной собственности, но с ними можно обойтись без патентов. В пример он приводит своего друга, который «пишет несложный код, и люди могут его использовать на своих сайтах за небольшую цену.
«Работами такого типа вполне можно было бы управлять на глобальной платформе, объединяющей информацию об объектах интеллектуальной собственности», — уверен Диксон.
При этом на личном сайте он выложил шесть своих книг и более 650 видео — ему приятно, когда люди берут этот контент и размещают на своих ресурсах.
«Чаще всего они упоминают мое авторство, и мне этого достаточно», — говорит Диксон.